Попов С.В., к.т.н.
Соловьева Г.М., к.э.н.
РИЭПП
Тематический поиск информации при стратегическом планировании[i]
Успешность стратегического планирования как элемента стратегического управления во многом зависит от осведомленности управляющего руководителя (Ансофф, 1989). Практика показывает, что управленцев часто не устраивают информационные системы управления предприятием, не смотря на их широкое распространение. С другой стороны, сами менеджеры не способны эффективно обрабатывать полученную релевантную информацию. (Makridakis, 1990; Саймон, 1993) Концепция ограниченной рациональности была введена (Саймон, 2004) для уточнения модели экономического поведения человека в рамках теории принятия решений в организациях. Концепция допускает неполноту информации, сложность и затратность ее получения, а также сложность ее восприятия и использования. В ХХ в. появились многочисленные толкования категории информации наряду с ростом ее объемов. Принципиальное значение имеет текстовая информация в различных тематических направлениях. Чем больше она способствует достижению поставленной цели, тем имеет большую ценность (полезность).(Михайлов и др., Гиляревский, 1976)
Для стратегического управления компанией, предприятием необходимо проводить мониторинг большого количества внешних и внутренних факторов. (Power etc., 1986). Предлагается (Попов, Соловьева, 2008) их разделить на три группы факторов, когда:
1) информация не может быть формализована (духовная область, чувства и интуиция руководителя);
2) информация строго формализуема, ее сбор относительно легок, например, валютный курс (внешняя) или текучесть кадров (внутренняя);
3) сбор и формализация информации о которых представляет собой сложную научно-техническую задачу.
Неудовлетворенность предлагаемыми на рынке управленческими информационными системами обусловлена тем, что в большинстве своем такие системы обрабатывают информацию, связанную только с второй группой факторов. (Попов, 2004; Попов, Соловьева, 2008)
Информация о факторах третьей группы собирается задолго до того, как этот фактор проявится на рынке. Новая технология или новый конкурент не появляются внезапно. Новый конкурентный техпроцесс может возникнуть в совершенно неожиданной тематической области. Этому предшествуют публикации об исследованиях, патентах на изобретения и др.- это потоки информации упреждающего характера о факторах третьей группы. Встает вопрос о поиске ценной информации. Проблемы стратегий и оценки функциональной эффективности тематического информационного поиска находятся в центре внимания теории информационного поиска. Выбор эффективных стратегий поиска - средство повышения рациональности управленца. Однако и этот выбор осуществляется в условиях ограниченной рациональности. Требуется не только информация для решения стратегических задач, но и информация об информации, нехватка которой также увеличивает издержки.
В теории информационного поиска эти вопросы связаны с проблемой релевантность-пертинетность, когда эффективность поисковой системы оценивается на основе количества найденных документов, соответствующих тематике запроса, а не информационной потребности пользователя. Понятия релевантности и пертинентности не эквивалентны: они пересекаются, но не совпадают друг с другом. В поисковом массиве может содержаться более одного подмножества пертинентных документов, но только одно подмножество релевантных документов.
Уменьшению ограничений при принятии решений способствует использование идеологии обучения как направления стратегического менеджмента (Минцберг, Альстрэнд, Лэмпел, 2001) в сочетании с методами итеративного усовершенствования запроса на основе обратной связи с пользователем (метод «обратной связи по релевантности») (Сэлтон, 1973) Такие динамические методы тематического поиска особенно эффективны тогда, когда целью поиска являются «точки развития» новых тематических направлений, как фактора конкурентной борьбы. По нашему мнению следование перечисленным принципам стратегического обучения и применение итеративных динамических ИПС для их реализации поможет при принятии управленческих решений преодолеть кризис неэффективного использования информации.
Литература
Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 - 519 с.
Makridakis, S. Forecasting, Planning, and Strategy for the 21st Century. New York: Free Press, 1990.
Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления// THESIS,1993, вып.3, с.16-38
Саймон Г.А. Рациональное принятие решений в бизнесе. //сб. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Т.V в 2 кн. Кн.1 - М.: Мысль, 2004.- 767 с. С.331-339
Михайлов А. И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика./ ВИНИТИ. - М.: Изд-во «Наука», 1976 г. - 436 с., с.73, 76,78
Power, D. J., Cannon, M. J., McGhinis, M. A., and Sehweiger, D. M. Strategic Management Skills. Reading, MA: Addison-Wesley, 1986.
Попов С.В., Соловьева Г.М. Проблемы тематического поиска информации при стратегическом управлении.//Патентная информация сегодня, 2008, №4, с.28-32
Попов С.В. Информационные системы и принятие решений // «Конкурс» №4, 2004 г.
Сэлтон Г. Автоматизированная обработка, хранение и поиск информации. М.: Советское радио, 1973. - 560 c.
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. - СПб.: Питер, 2001 - 331 с.
[i] Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-00064а)
Опубликовано:
• Попов С.В., Соловьева Г.М. Тематический поиск информации при стратегическом планировании// Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1/ Материалы Десятого всероссийского симпозиума. Москва, 14-15 апреля 2009. Под ред. Чл.-кор. РАН Г.Б. Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН,2009.-196 С. - с. 145-146